- Июнь 1, 2018
- Опубликовано: Developer
- Категория: Общее
Увеличение высокопродуктивных животных за последние 10лет и импорт соответствующих технологий позитивно отразились на животноводстве нашей страны. Происходящие при этом изменения структуры поголовья с увеличением доли высокопродуктивных коров является одной из причин увеличения валового производства молока в стране, не смотря на сохранение тенденции уменьшения количества коров. Однако уже в первые годы работы с высокопродуктивными животными стало очевидным, что основным фактором, сдерживающим её эффективность является сравнительно высокий уровень выбытия коров, который в период с 2006 до 2014 г превысил планируемый (1,5-3%) более чем в 15 раз (31,7±1,72%).
Повышенный уровень выбытия коров является основной причиной сравнительно короткой продолжительности их продуктивной жизни, которая в среднем составляет у коров импортной селекции 2,2 лактации, а у животных отечественных пород – 3,6 лактации. Чтобы представить значение сказанного, напомним, что рост и развитие коровы завершается в течение третьей лактации, а максимальная молочная продуктивность наблюдается во время 4-6 лактаций. Таким образом, в масштабе всей страны мы не видим полного проявления генетического потенциала молочной продуктивности коров. Получаемое при этом молоко заведомо имеет сравнительно высокую себестоимость, т.к. оно получено от молодых, еще растущих коров, конверсия корма у которых ниже, чем у взрослых.
Высокий уровень заболеваемости и выбытия коров негативно отражается на продолжительности их продуктивной жизни – одного из ведущих показателей определяющего, экономическую эффективность сельского хозяйства. Данная проблема является одной из тем, изучаемых во многих исследовательских институтах всего мира. Уже разработана принципиально новая концепция развития патологии. Одним из положений которой является представление об организме как о сложной информационно-функциональной системе и её ответ на любой фактор является интегральным результатом каскада иммуно-метаболических процессов, из которых только малая часть визуализируются, но большая часть формирует риски развития патологий или наоборот снижает их вероятность и оптимизирует проявление генетического потенциала. Прикладным вариантом данной концепции является выделение нозологической группы: «Патологии высоких технологий». При этом возникает необходимость расширения традиционных подходов к трактовке болезней, мерам борьбы с ними, акцентируя внимание на изучение и нивелирование не только доминирующих, но и фоновых негативных технологических факторов, формирующих риски нарушения иммунометаболического профиля, дезадаптации, развития болезней и, в конечном счёте – нарушения проявления генетического потенциала продуктивности и продолжительности жизни.
В рамках указанной выше концепции развития патологий было отмечено, что такие традиционно диагностируемые болезни, как метриты и маститы у коров и свиноматок, желудочно-кишечные и респираторные болезни у молодняка, помимо нарушений функций соответствующих органов создают риск снижения генетического потенциала продуктивности.
Данное положение потребовало разработки не только методов ранней диагностики, но выделение в самостоятельные нозологические формы патологических состояний, предшествующие традиционно констатируемым болезням.
Так, в плане борьбы с болезнями коров и телят, был сделан акцент на выявление гестоза, субинволюции матки, синдрома задержки развития плода, фетоплацентарной недостаточность, гипоксии плода, синдрома раздражения молочной железы, вторичных дисфункций рубца и некоторых других патологий.
Разрабатывая методы диагностики, терапии и профилактики этих патологий мы формируем основания для выделения их в самостоятельные нозологические формы. Внедрение этих разработок в практику, принципиально меняет тактику работы ветеринарных специалистов промышленных комплексов, акцентируя их внимание на борьбу с экономически менее значимыми патологиями, но снижая при этом риск развития традиционно признанных и тяжёлых с позиции последствий переболевания, болезней, таких как метрита, мастита, желудочно-кишечных болезней и т.п.
Представленный материал подтверждает наше мнение о необходимости постоянного научно-практического курирования высокотехнологических животноводческих предприятий, что позволит сохранить животных с высоким генетическим потенциалом, оправдать инвестиции и избежать вынужденных, как правило, более затратных, но уже не эффективных, реанимационных мер.
Поэтому, логическим результатом проводимой нами работы стала разработка «Программы научно-практического курирования сельскохозяйственных предприятий», включающая в себя поисковые исследования в стационарных и полевых лабораториях, практическую помощь мобильных групп по разработке и внедрению комплекса мер по оздоровлению поголовья и корректировки технологии.
Программа научно – практического курирования сельскохозяйсвенных предприятий:
- комплексное обследование,
- цель: проблемы актуальные, прогнозируемые,
- действия: снижение выраженности, снижение риска обострения, устранение предрасполагающих факторов,
- система мониторинга,
- направления: эпизоотологический, обмен веществ, клинический, фармакологический и экономический,
- уровни мониторинга: производственный, полевые лаборатории, стационарные лаборатории.